Дыхательная гимнастика стрельниковой для вокалистов

Одна из основных задач, которая стоит перед педагогом и учеником в процессе обучения вокалом это постановка и разработка правильного певческого дыхания. Существует целая программа упражнений, которая используется на занятиях по вокалу разными педагогами – это дыхательная гимнастика Стрельниковой. Она используется при обучении эстрадному, джазовому, рок вокалу, т.к. дыхательные упражнения являются базовыми на занятиях вокалом. Итак, немного о дыхательной гимнастике:

6 правил выполнения дыхательной гимнастики:

Нужно думать только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох – активный, громкий и быстрый. Выдох осуществляется после каждого вдоха через рот. Он не задерживается и не выталкивается. Выдох должен быть таким, чтобы его не было видно и слышно. Выдох должен быть бесшумным! Одновременно с вдохом делаются движения. В гимнастике нет вдоха без движения, и наоборот. Вдохи и движения делаются темпоритме строевого шага. Счет повторов в стрельниковской гимнастике ведут по 8. Считать нужно мысленно. Упражнения можно выполнять в любом положении — стоя, сидя и лежа.

Упражнения

Ладошки

Выполнять 24 раза по 4 вдоха-движения.

image

Погончики

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Насос

Исходное положение: встать прямо, ноги поставить на ширине плеч, руки вдоль туловища. Нужно сделать легкий поклон, тянуться руками к полу, не касаясь его, и одновременно вдох во второй половине поклона. Приподняться не выпрямляясь до конца, и снова поклон с вдохом. Поклоны делаются ритмично, спина круглая, голова опущена, сильно наклоняться не нужно.

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Обними плечи

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Поворот головы

встать прямо, ноги на ширине плеч. Поворот головы вправо – вдох с правой стороны. Затем поворот головы влево — вдох с левой стороны. Вдох справа — вдох слева. Голову не останавливать, шея расслаблена.

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Наклон головы «Ушки»

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Маятник головой

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Голова вниз (смотреть на пол) — вдох. Голову вверх (смотреть на потолок) — тоже вдох. Вниз – вверх. Выдох непроизвольно производится после каждого вдоха.

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Перекаты

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой была разработана в лечебных целях, но явилась ценной находкой для вокалистов, педагогов по вокалу и всех желающих обучаться вокалу. Для того чтобы ученики выполняли упражнения верно, преподаватели на занятиях вокалом демонстрируют и выполняют упражнения вместе с учениками. Выполняя руководства педагога по вокалу и эти несложные упражнения дыхательной гимнастики, Вы ощутите как процесс обучения вокалу будет проходить быстрее, легче и интенсивней. И немаловажно, что обучаюсь вокалу и занимаясь дыхательной гимнастикой Стрельниковой вы обучаетесь любимому искусству и, конечно, приносите пользу своему организму!

Упражнение от которого очень хорошо звучит голос. Упражнение для актёров, певцов и заикающимхся

  • Наклон типа Насоса, Вдох, Пресс напряжон.
  • Локти сводим к животу и сжимаем его, Задержка дыхания,
  • Медленный выдох со счётом по восемь пока хватает воздуха

Также как делать это упражнение смотрирте в видео, тайминг: 1:11:55 – 1:12:33 Выполняет певица Ольга Борисовна Воронец

В методическом материале «Работа над певческим дыханием. Дыхательная гимнастика А.Н, Стрельниковой» описаны певческий аппарат, виды певческого дыхания, значение правильного дыхания в пении. Представленные методики дыхательных гимнастик дают возможность выбратьболее заинтересовавшую для использования на практике. После каждой изложенной дыхательной гимнастики даны книги авторов этих методик для более подробного изучения данной темы. Более подробно описана дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой — по представленному материалу возможно работать как по образцу. Данный методический материал будет полезен для музыкальных работников, учителей музыки, педагогов дополнительного образования, хормейстеров.

Скачать:

Вложение Размер
Работа над певческим дыханием. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. 305.87 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над певческим дыханием

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Голосовой аппарат человека состоит не только из голосовых связок, гортани, резонаторов и речевого аппарата, но и из дыхательного аппарата.

Дыхательный аппарат представляет собой:

а) лёгкие, являющиеся надувными воздушными резервуарами;

б) дыхательные пути — бронхи и трахея, т.е. дыхательное горло;

в) диафрагма — мышца, которая отделяет грудную полость от полости живота и прикреплена частью к нижним рёбрам, частью к позвоночнику (в состоянии покоя, во время выдоха, диафрагма поднимается кверху двуглавым куполом, при вдохе она уплощается, опускается, и лёгкие наполняются воздухом);

г) мышцы брюшного пресса (оказывают давление на диафрагму при выдохе);

д) межрёберные мышцы грудной клетки (от сокращения одних из которых происходит сжатие грудной клетки, от сокращения других — расширение и вдох).

Умение управлять дыханием очень важно для певцов. Без правильной работы дыхательного аппарата, у профессиональных вокалистов не существует таких характеристик, как опора дыхания, певческое вибрато и др.

Дыхание – один из основных факторов голосообразования.

Навык правильного певческое дыхания – база вокально-хоровой техники, от которого зависит качество звука.

По мнению итальянских мастеров бельканто, певческое дыхание – основа пения.

В отличие от физиологического, певческое дыхание требует волевых усилий.

Выдох, во время которого происходит фонация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием, переходит в произвольно управляемый, волевой. Работа дыхательных мышц становится более интенсивной.

— ключичный (верхнереберный, верхнегрудной) – активно работают мышцы плечевого пояса, в результате чего поднимаются плечи (такое дыхание часто встречается у детей, но для пения оно не приемлемо);

— грудной – внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям грудной клетки, диафрагма при вдохе поднимается, а живот втягивается;

— брюшной (диафрагмальный) – дыхание осуществляется за счет активных сокращений диафрагмы и мышц живота;

— смешанный (грудобрюшной) – активная работа мышц грудной и брюшной полости, а так же нижнего отдела спины.

Наиболее целесообразным для пения является грудобрюшное дыхание, при котором на вдохе верхний отдел грудной клетки остается спокойным, нижние ребра раздвигаются, диафрагма опускается, живот немного выдается вперед.

Вдох производится через нос и рот, бесшумно.

После вдоха необходимо сделать мгновенную задержку дыхания, для наиболее точного интонирования звука в момент его атаки.

В хоровой практике часто наблюдается беспорядочность дыхательных движений – это отражается на звучании голоса, нарушается протяженность звучания. Из-за перебора дыхания возникает мышечное перенапряжение в голосовом аппарате, зажатость артикуляционных органов, что приводит к неразборчивости дикции, быстрому утомлению певцов.

Овладеть навыком певческого дыхания, управлением мускулатурой дыхательных мышц детям помогают специальные упражнения:

— дыхательные упражнения без звука,

— звуковые дыхательные упражнения,

— упражнения под музыку.

Дыхательная гимнастика (Борис Сергеевич Толкачев)

Б.С. Толкачев — педагог, доцент кафедры физического воспитания Московского автомеханического института, автор системы физической реабилитации для людей с заболеваниями органов дыхания, особенно в детском возрасте.

В течение около 30 лет (1960-е — нач. 1990-х) проводил занятия физкультурой с детьми и взрослыми, страдающими респираторными заболеваниями.

Методика представляет собой комплекс мероприятий (физические упражнения, дыхательная гимнастика, массаж, закаливание воздушными ваннами и низкотемпературными водными процедурами). Цель его методики — купирование и предупреждение приступов бронхиальной астмы, дополнительного дренирования бронхов, уменьшения отёка слизистой носоглотки, очищения придаточных пазух носа, общего укрепления здоровья.

Метод Б.С. Толкачева был апробирован в клинике 2-го Московского медицинского института при лечении бронхиальной астмы в период приступов и между ними – для профилактики их повторения. Разрабатывалась при многолетнем сотрудничестве автора со специалистами НИИ педиатрии АМН СССР и врачами Перовского районного управления здравоохранения Москвы.

  • Физкультура против недуга
  • Физкультурный заслон ОРЗ
  • Как бороться с астмой
  • Суперзащита от астмы

Гимнастика заключается в выполнении простых физических упражнений с озвученным выдохом.

Выполняя эти упражнения, дышать нужно через рот. (Именно в этом случае обеспечивается полноценный дренаж бронхов, очищается слизистая дыхательных путей и глоточного лимфоидного кольца от патологической микробной флоры, и таким образом предупреждается развитие острых респираторных заболеваний в хронические.)

Главное в этой гимнастике — правильно дышать и делать упражнения с максимальной силой. Все упражнения заканчиваются диафрагмальным вдохом с выпячиванием живота. Буквенные обозначения — авторские.

А. Обнимаем себя стоя. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч и максимально отведены назад, кисти с повернутыми вперед ладонями по возможности до предела отведены назад, пальцы разведены. На счет 1 — движением вперед руки молниеносно скрестить перед грудью, так, чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно (до боли!) хлестнули по лопаткам (громкий мощный выдох), на счет 2 — плавно, медленно вернуться в и. п., диафрагмальным вдохом выпятить живот).

Б. Обнимаем себя, наклонясь. И. п. — стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки в стороны-вверх. На счет 1 — опускаясь на стопы, наклон вперед, округлив спину, руки махом через стороны скрестить перед грудью, больно хлестнуть кистями по лопаткам (громкий мощный выдох), на счет 2—3 — руки плавно развести в стороны и снова скрестить перед грудью, 2—3 раза хлестнуть кистями по лопаткам, продолжая выдох, на счет 4 — вернуться в и. п., диафрагмальным вдохом выпячивая живот.

В. Топор. И. п. — стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх-назад, пальцы сплетены (как бы держат топор). На счет 1 — опускаясь на стопы, быстрый наклон вперед, округлив спину, резкое движение руками вперед-вниз-назад, как рубка топором (громкий мощный выдох), на счет 2 — плавно вернуться в и. п., диафрагмальным вдохом выпячивая живот.

Звуковое дыхание (Михаил Львович Лазарев)

Он окончил Магнитогорское музыкальное училище имени М.И. Глинки по классу хорового дирижирования, а затем получил медицинское образование во 2-ом Московском медицинском институте им. Н. И. Пирогова.

Система трехфазного дыхания (Лео Кофлер)

Лео Кофлер – немецкий оперный певец конца 19 начала 20 века, профессор медицины, создатель первой Школы правильного дыхания при движении, речи и пении в Америке.

Методика была разработана в конце 19 века. Кофлер перенес туберкулез, из-за которого ушел со сцены. Он разработал комплекс дыхательных упражнений, которые позволили ему избавиться от болезни.

О.Г. Лобанова и Е.А. Лукьянова – последовательницы методики Кофлера, которые вели пропаганду трехфазного дыхания в России. В 20 веке эта методика была дополнена, после чего получила название метода Кофлера-Лобановой-Лукьяновой.

  • «Дышите правильно» (1920)
  • «Правильное дыхание, речь и пение» (1923 год)

Основа системы дыхания заключается в тренировке дыхательного аппарата.

Этот комплекс помогает тренировать равномерный выдох, устраняет носовой призвук, развивает мышцы зева и экономичный выдох. Система позволяет расширить объем легких, научиться петь или говорить при выполнении ритмичных движений. Особенно это актуально для певцов, которые во время выступлений одновременно должны и танцевать, и петь.

Для выработки правильного трехфазного дыхания рекомендуется освоить специальные упражнения, построенные главным образом на использовании звуков речи, так как они произносятся на выдохе.

При тренировке выдоха на произнесение согласных и гласных звуков или слов следует придерживаться преимущественно низких тонов, негромкого звучания.

Освоение упругого выдоха и естественного вдоха.

Упражнение выполняется 6-12 раз, после 3 повторений необходим отдых.

Тренировка равномерного выдоха и грудного резонирования на согласных звуках. Это основное упражнение по укреплению дыхательного аппарата.

Вдох. Пауза. Выдох (с-с-с). Пауза.

Вдох. Пауза. Выдох (с-с-с). Пауза.

Вдох. Пауза. Выдох (с-с-с). Пауза.

Вдох. Пауза. Выдох (п-ф-ф-ф). Пауза. Возврат дыхания (п-ф-ф-ф). Пауза. Возврат дыхания (п-ф-ф-ф). Отдых.

Упражнение выполняется 2-3 раза подряд. Дается отдых мускулатуре дыхательных путей и снижается напряжение организма.

Вдох. Пауза. Выдох – п-ф-ф-ф. Пауза. Возврат дыхания (п-ф-ф-ф). Пауза. Возврат дыхания (п-ф-ф-ф). Отдых (расслабить мышцы брюшного пресса).

Условия полезной гимнастики

Какую бы дыхательную гимнастику вы ни выбрали, для того чтобы она как и любая другая гимнастика, приносила пользу, нужно соблюдать несколько правил:

  • гимнастику нужно проводить систематически, лучше каждый день;
  • дыхательную гимнастику можно проводить у любое удобное время дня, но не позже чем за 30 минут до еды и не раньше чем через 1 час после приема пищи;
  • обычная длительность дыхательной гимнастики – от 10 до 20 минут в зависимости от возраста и самочувствия ребенка;
  • в теплое время года (при температуре выше 12 градусов и без резких порывов ветра) дыхательную гимнастику лучше проводить на свежем воздухе ;
  • если вы проводите дыхательную гимнастику в помещении, предварительно хорошо проветрите его;
  • если у малыша заложен нос, предварительно очистите его.

Если у вас нет возможности провести весь комплекс дыхательной гимнастики сразу, делайте дыхательные упражнения в течение дня: во время утренней гимнастики, на прогулке, если позволяет погода, во время перерывов между играми и занятиями. Лучше маленькая польза, чем совсем никакой.

Заниматься дыхательной гимнастикой, как и любой другой гимнастикой, нужно систематически. Подберите режимный момент, к которому вы будете привязывать выполнение дыхательной гимнастики. Это позволит вам не забыть о ней, занимаясь различными делами в течение дня.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Александра Николаевна Стрельникова (1912 – 1989) – оперная певица, театральный педагог (Театр Сатиры), автор уникальной дыхательной гимнастики.

Перед войной она пела в труппе Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, а ее мать работала в Новосибирской филармонии педагогом-вокалистом.

После войны Стрельникова уехала в Новосибирск и стала руководить художественной самодеятельностью, разъезжая с агитбригадой по Новосибирской области. Вернулась в Москву в 1953 году и привезла трех своих учеников. Двое из них поступили в Московскую консерваторию, третий ‒ в Гнесинское училище. Когда к Александре приехала её мать — она стала работать педагогом-вокалистом в Центральном доме культуры железнодорожников, а мать — в Московской государственной эстраде.

Еще при жизни Стрельниковой ее упражнения пользовались большой популярностью у артистов. Достаточно было в течение 10 минут позаниматься гимнастикой, чтобы голос звучал чище, звонче, ярче.

Дыхательная гимнастика создавалась на рубеже 30-40х годов как способ восстановления певческого голоса, потому что А.Н.Стрельникова была певицей и его потеряла.

Её авторы _ Александра Николаевна Стрельникова и её мать, Александра Северовна Стрельникова, фактически случайно обнаружили, что гимнастика помогает снять приступ удушья. Со временем опыт показал, что эта методика дает хорошие результаты при таких заболеваниях как: бронхиальная астма, хроническая пневмония, хронический бронхит, хронический насморк и гайморит, аденоиды, грипп, сердечно-сосудистые и нервные болезни, неврозы, депрессия, заболевания опорно-двигательного аппарата, заикание и др.

Исследования по эффективности гимнастики Александры Стрельниковой проводились в Клинико-диагностическом центре детской городской поликлиники № 69, в Центральной поликлинике № 1 МВД России, в Центральном НИИ туберкулеза РАМН и в 9-ой гарнизонной поликлинике Министерства обороны РФ.

Сегодня официально по методике дыхательной гимнастики Стрельниковой работа ее ученик и последователь Михаил Николаевич Щетинин.

Изначально предназначенная для восстановления голоса у певцов, сейчас эта гимнастика считается национальной гимнастикой России, используется очень многими людьми и с лечебной, и с профилактической целью. Адаптирована она и для детей. Начинать заниматься дыхательной гимнастикой по А.Н. Стрельниковой можно с детьми в возрасте 5-6 лет.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой основана на активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Выдох происходит самопроизвольно, внимание на нем не фиксируется.

Основные правила выполнения упражнений

  1. Думаем только о вдохе носом. Тренируем только вдох, который должен быть шумным, резким и коротким, как хлопок в ладоши.
  2. Выдох осуществляется самопроизвольно после каждого вдоха, желательно через рот.

Вдох – предельно активный (носом), шумный;

Выдох – абсолютно пассивный (через рот), бесшумный.

  1. Вдох делается одновременно с движениями.
  2. Все вдохи – движения данной гимнастики делаются в темпоритме парадного марша.
  3. Каждое упражнение повторяется блоками по 8 раз, с перерывами по 2-3 сек.
  4. Упражнения можно делать стоя, сидя или лежа.

Норма : 24 раза по 4 вдоха.

Постановка дыхания важна не только для будущих певцов. Это прекрасный способ развивать речь у детей, а также полезная гимнастика для здоровья как детей, так и взрослых.

В преддверии творческих мастер-классов, которые Я – Родитель организует совместно со Школой Искусств МакSим 22 ноября, педагоги школы по вокалу Лия Матиссэн, Дмитрий Попов и Дмитрий Нестеров подготовили несколько дыхательных упражнений и рекомендаций для юных певцов, а также и всех тех, кто интересуется правильной постановкой голоса.

Почему важно следить за дыханием?

В мире существует множество разных школ постановки голоса, но все они базируются на классической итальянской школе, которая обрастает новыми формами и приемами.

Дыхание любого человека происходит рефлекторно: оно устанавливается с первым криком маленького человека, когда тот появляется на свет. Но с течением времени у ребенка могут появиться те или иные зажимы разных групп мышц, в том числе и тех, которые отвечают за дыхание.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время множество людей дышат поверхностно, иногда шумно, сопят, даже задыхаются. От неправильной работы дыхательного аппарата появляется предрасположенность к различным заболеваниям. Поэтому занятия пением или просто дыхательные упражнения очень полезны: они помогают убрать зажимы, освободить выдох, усилить силу звука, сделать голос более объемным, спокойным, грудным и приятным на слух.

Гимнастика Стрельниковой

Педагог Школы Искусств МакSим по вокалу Лия Матиссэн рассказала Я – Родителю, что дыхательные упражнения, которые используются в пении, чаще всего основываются на практиках из йоги. Самая распространенная гимнастика носит имя Александры Стрельниковой. Она была разработана ею для певцов, потерявших голос. Это лечебная гимнастика, которая тренирует и массирует мышцы, отвечающие за звукообразование, в том числе и связки, расправляет легкие и увеличивает их объем. Главное внимание уделяется вдоху. Он тренируется – короткий, глубокий, легкий.

Для начинающих есть три простых упражнения. Лучше всего выполнять их вместе с малышом. Так он научится правильно его выполнять. Кроме этого, вместе со взрослым ему будет намного веселее упражняться.

Попросите ребенка встать прямо и показать вам ладошки. Локти должны быть опущены. Затем скажите ребенку сделать короткий и шумный вдох и одновременно сжать кулаки. Следите за тем, чтобы ребенок сжимал все пальцы одновременно и очень активно.

После вдоха нужно разжать кулачки и сделать свободный выдох через нос или рот. Повторите так несколько раз.

После четырех шумных вдохов остановите ребенка, пусть он отдохнет в течение трех-пяти секунд. Для наилучшего эффекта необходимо дышать таким образом 24 цикла по четыре вдоха-выдоха.

На что обратить внимание:

  • не стоит растопыривать пальцы при выдохе. Кисти рук после сжатия необходимо расслабить;
  • не нужно контролировать выдох. Активным должен быть только вдох;
  • не нужно делать задержек на вдохе или выдохе;
  • если ребенок почувствовал головокружение при выполнении задания, остановите его. Упражнение можно продолжить сидя.

Попросите ребенка встать прямо и сжать руки в кулачки, а потом поставить их на талию. Пусть ребенок сделает такой же короткий и шумный вдох носом, как в предыдущем упражнении, одновременно вытягивая и толкая кулаки в сторону пола. Это движение похоже на отжимание. И вместе с этим движением нужно разжать кулаки.

Необходимо сделать подряд восемь вдохов с движениями, не останавливаясь. Затем отдохнуть в течение трех-пяти секунд и повторить восемь вдохов.

На что обратить внимание:

  • после разжимания кулаков попросите ребенка растопыривать пальцы рук;
  • на вдохе напрягаются плечи, а руки тянутся к полу;
  • вдох происходит легко и пассивно, руки возвращаются на место и сжимаются в кулаки;
  • не стоит широко открывать рот при выдохе;
  • не концентрируйтесь на выдохе;
  • данное упражнение можно делать сидя или лежа.

Теперь пусть он приподнимется, но не выпрямляется полностью, и выдыхает свободно.

Необходимо сделать так восемь поклонов-вдохов, после взять паузу на три-пять секунд и повторить еще раз по восемь.

Дыхательное упражнение от Дмитрия Попова

Дмитрий Попов – певец, музыкант и преподаватель по вокалу Школы Искусств МакSим – рекомендует самое простое, но эффективное упражнение на постановку дыхания – вдыхание через нос и выдыхание ртом.

Таким образом человек учится распределять дыхание равными дозами. Это нужно, чтобы в процессе пения юным исполнителям удавалось держать длинные ноты. Можно сделать два равномерных вдоха и два равномерных выдоха, потом четыре или восемь.

3 рекомендации Дмитрия Нестерова для детей, занимающихся вокалом

Дмитрий Нестеров придерживается мнения, что пение – это совокупность дисциплин, включающая в себя слух, артикуляцию, сценическую речь, понимание тональностей и многое другое. Ниже Дмитрий дает рекомендации родителям детей, которые уже посещают занятия вокала.

Рекомендуется петь гаммы.

Можно тренироваться петь интервалы: до-ре, до-ми, до-соль. Попросите преподавателя сыграть эти интервалы и запишите его игру на диктофон. А дома уже занимайтесь с ребенком. В идеале сделать так, чтобы ребенок самостоятельно пел под диктофон: ведь наедине с собой нет зажимов и стеснения, и ребенку проще тренировать мелодический слух и ритм.

Начинающим певцам необходимо как можно чаще давать домашние концерты, выступать перед друзьями, родственниками, чтобы научиться не бояться сцены. Как только человек научится петь, он перестанет бояться многих вещей, и перед ним откроются новые возможности, о которых он не подозревал. Главное – не бояться.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации