Пуэрильное дыхание (лат. puer — ребёнок) — разновидность везикулярного дыхания у здоровых детей в возрасте от 6 месяцев [1] — 1 года до 7 лет, отличающееся от везикулярного усиленным и продолжительным шумом выдоха, и не встречается у взрослых [2] . Как отдельный дыхательный шум (англ.) русск. выделяется в русской терапевтической школе и других национальных школах бывшего СССР .
Содержание
Причины пуэрильного дыхания
В основе пуэрильного дыхания лежат колебания альвеол при дыхании. Так как альвеолярный слой у детей до 7 лет относительно тоньше, а бронхи относительно уже, чем у лиц старшего возраста, к звуку колебаний альвеол примешивается больше звуков из бронхов. Кроме того, благодаря, во-первых, значительному развитию стромы, уменьшающему воздушность легочной ткани, во-вторых, более короткому расстоянию от голосовой щели до места аускульльтации из-за малых размеров грудной клетки создаются условия для значительного примешивания ларингеального дыхания [3] .
- Относительная узость гортани;
- Слабое развитие мышц грудной клетки и выраженная упругость костного каркаса за счет хрящевой ткани, что увеличивает способность к вибрации[1] .
Клинические особенности пуэрильного дыхания
Клиническое значение
Необходимо дифференцировать физиологическое пуэрильное и патологическое жесткое дыхание. В то же время некоторые исследователи считают выделение пуэрильного дыхания, как особого, излишним с ценностью, скорее, для теории, чем для практики [1] .
Напишите отзыв о статье «Пуэрильное дыхание»
Примечания
- ↑ 1234Катилов А. В., Зайков С. В., Дмитриев Д. В. [d-l.com.ua/articles/142.html Дискуссионные вопросы методики оценки аускультации легких у детей]. Дитячий лікар, №5, с. 19—26 (октябрь 2011). Проверено 7 мая 2013.[www.webcitation.org/6GfyGaV0Z Архивировано из первоисточника 17 мая 2013].
- ↑Рейдерман М. И. [medarticle.moslek.ru/articles/16902.htm Дыхательные шумы]. Актуальные проблемы аускультации лёгких. Терапевтический архив, т. 61, №4, с. 113. Интернет-аптека (1989). Проверено 7 мая 2013.[www.webcitation.org/6GfyDTH1S Архивировано из первоисточника 17 мая 2013].
- ↑ [medfox.ru/archives/27 Аускультация лёгких]. Органы дыхания. Женский журнал MedFox. Проверено 11 мая 2013.[www.webcitation.org/6GfyIXTP2 Архивировано из первоисточника 17 мая 2013].
Ссылки
[www.fesmu.ru/www2/PolTxt/U0006/ausc.pulm2/pueril..htm Послушать аудиозапись пуэрильного дыхания].
Отрывок, характеризующий Пуэрильное дыхание
329. Анатомическими особенностями полости носа у детей раннего возраста являются:
1) недоразвитие полостей *
2) нежность слизистой оболочки *
3) плотность хрящей
4) узость носовых ходов *
5) несформированный нижний носовой ход *
330. Апноэ у новорожденных детей связано:
1) с недостатком сурфактанта
2) с незаконченной дифференцировкой дыхательного центра *
3) с гипоксией дыхательного центра
4) со слабостью сокращения диафрагмы
331. Особенностями гортани у детей раннего возраста являются:
1) хорошее развитие эластической ткани
2) податливость хрящей *
3) узость голосовой щели *
4) нежность слизистой оболочки *
332. Особенностями бронхов у детей раннего возраста являются:
1) слабые развития мышечных и эластичных волокон *
2) узкий просвет бронхов *
3) недостаточное кровоснабжение слизистых оболочек
4) недоразвитие хрящевого каркаса *
5) хорошее сопротивление спадению бронхов
333. Особенностями лёгочной ткани у детей раннего возраста являются:
1) обильное развитие кровеносных сосудов *
2) недоразвитие эластической ткани *
3) недостаточное развитие ацинуса *
4) хорошая воздушность лёгочной ткани
5) недостаточное количество альвеол *
6) широкие бронхи
334. Пуэрильное дыхание у детей обусловлено:
1) тонкой стенкой грудной клетки *
2) узостью носовых ходов
3) примесью ларингеального дыхания *
4) широким просветом бронхов
5) малой воздушностью легочной ткани *
335. Пуэрильное дыхание у детей выслушивается в возрасте:
1) с рождения до 4 лет
2) с 6 мес. до 5-7 лет *
3) с 1 года до 8 лет
4) с 6 мес. до 12 лет
336. С какого возраста соотношение частоты дыхания и пульса составляет 1:4:
337. Склонность к ателектазам у детей раннего возраста объясняется:
1) недоразвитием дыхательного центра
2) отсутствием коллатеральной вентиляции *
3) хорошим кровоснабжением лёгких
4) узостью бронхов *
338. На заднюю поверхность грудной клетки справа проецируется доля лёгкого:
339. Частота дыхания в 1 мин в возрасте 1 месяц:
340. Частота дыхания у ребенка в 1 год в среднем составляет:
341. Частота дыхания у ребенка 5 лет в среднем составляет:
342. Частота дыхания в 1 мин в возрасте 10 лет:
343. Шум трения плевры:
1) выслушивается в обе фазы вдоха *
2) на высоте вдоха
3) образуется в альвеолах
4) исчезает при надавливании стетоскопом на грудную клетку *
5) исчезает после покашливания
344. Колебания частоты дыхания у доношенных новорожденных в покое составляют:
345. Эффективность системы внешнего дыхания определяется процессами:
1) вентиляцией альвеолярного пространства *
2) адекватным капиллярным кровотоком *
3) диффузией газов через мембрану *
4) активностью окислительных ферментов
5) активностью дыхательного центра
346. Начало формирования ацинусов во внутриутробном периоде относится к:
347. Частота дыхания годовалого ребенка:
348. Преобладающий тип дыхания у девочек в пубертатном периоде:
349. Трахея почти полностью сформирована к:
3) с возрастом происходит некоторое увеличение размеров трахеи
350. Какие сегменты легкого у ребенка первого года жизни вентилируются хуже:
351. Относительная редкость носовых кровотечений у ребенка первого года жизни объясняется:
1) слабой васкуляризацией
2) сухостью слизистой оболочки
3) отсутствием нижнего носового хода
4) недоразвитием кавернозной части подслизистой ткани *
5) мягкостью хрящей
352. Частота дыхания ребенка 5 лет за 1 мин.:
353. Легкость расстройства капиллярного легочного кровотока у детей объясняется:
1) обильной васкуляризацией *
2) недостаточным развитием эластической ткани
3) наличием шунтирования крови, минуя альвеолярные пространства *
4) слабым развитием мускулатуры
5) особенностями строения грудной клетки
354. Время формирования нижнего носового хода у ребенка:
355. У здоровых детей в покое частота дыхания колеблется в пределах:
5) 25% от средневозрастной нормы
356. Легочная ткань новорожденного отличается:
1) обильным развитием соединительной ткани
2) обильным развитием кровеносных сосудов *
3) хорошо развитой эластической тканью
4) недостаточным развитием эластической ткани *
5) развитыми альвеолами
357. Пуэрильное дыхание, свойственное здоровым детям, выслушивается до:
358. Формирование гайморовой пазухи заканчивается:
359. Меньшая глубина дыхания у детей объясняется:
1) недостаточным развитием мускулатуры
2) лучшей переносимостью гипоксии
3) небольшой массой легких *
4) особенностями строения грудной клетки *
5) незрелостью дыхательного центра
360. Соотношение дыхание/пульс у детей на 1-ом году:
361. Воронкообразная форма гортани, узость голосовой щели, богатство слизистой оболочки кровеносными и лимфатическими сосудами сохраняются до:
362. Дыхание через рот у детей первого полугодия жизни почти невозможно вследствие:
1) недоразвития носовых ходов
2) недоразвития челюсти
3) оттеснения надгортанника большим языком *
4) мягкости надгортанника
5) отсутствия зубов
363. Формирование решетчатых пазух носа заканчивается:
364. Образование сурфактанта, покрывающего альвеолы, происходит внутриутробно в сроки:
365. В основе пуэрильного характера дыхания лежат:
1) узость бронхов *
2) значительное развитие интерстициальной ткани *
3) недоразвитие мышц бронхов
4) мягкость бронхиальных хрящей
5) сухость слизистой оболочки
366. Крипты в небных миндалинах развиты хорошо:
3) на первом году
367. Формирование альвеол заканчивается:
368. Различие в строении гортани у мальчиков и девочек обнаруживается с:
369. У ребенка раннего возраста легкость смещения трахеи объясняется:
1) нежностью слизистой оболочки
2) обильной васкуляризацией
3) недоразвитием эластической ткани
4) мягкостью хрящевого каркаса *
370. Аритмичность дыхания у детей первого года жизни объясняется:
1) незрелостью медуллярной части дыхательного центра
2) незрелостью апноэтической части дыхательного центра
3) незрелостью пневмотаксической части дыхательного центра *
4) недоразвитием дыхательной мускулатуры
5) особенностями строения грудной клетки
371. Возникновению ателектазов легких при заболеваниях грудных детей способствуют:
1) недоразвитие дыхательного центра
2) недоразвитие эластической ткани *
3) отсутствие коллатеральной вентиляции *
4) узость просвета бронхов *
5) гиперсекреторная реакция слизистой бронхов при воспалении *
372. Верхнечелюстная (гайморова) пазуха рентгенологически обнаруживается:
373. Поверхностный характер дыхания, его неритмичность компенсируются:
1) усиленным кровоснабжением
2) усиленной мышечной работой
3) учащением дыхания *
4) усилением активности ферментов
5) повышением коэффициента использования кислорода
374. В какие доли и сегменты легкого чаще всего попадает инородное тело:
1) верхняя доля слева
5) нижняя доля справа *
375. Развитие эластической ткани легкого завершается:
376. В механизме первого вдоха имеют значение:
3) раздражения кожных рецепторов температурные
4) болевые раздражения
377. С какого возраста возможно измерение жизненной емкости легких у ребенка:
378. Ложные голосовые связки у детей:
1) богаты лимфоидной тканью *
2) обильно кровоснабжаются *
3) кровоснабжаются скудно
4) бедны лимфоидной тканью
379. Небные миндалины не выходят из-за дужек:
3) у новорожденных
5) на первом году *
380. При проверке симптома Кораньи у здорового ребенка школьного возраста укорочение звука получают над:
1) вторым грудным позвонком
2) первым грудным позвонком
3) третьим грудным позвонком
4) четвертым грудным позвонком *
5) пятым грудным позвонком
381. Лобная пазуха у ребенка:
1) к рождению отсутствует *
2) к рождению развита слабо
3) начинает развиваться с 7 лет *
4) формирование заканчивается к 10 годам
5) формирование заканчивается к 15 годам *
382. Когда увеличиваются длина и ширина носовых ходов у ребенка:
3) по мере увеличения лицевых костей *
4) по мере прорезывания зубов *
383. С какого возраста возможно определение высоты стояния верхушек легких и ширины полей Кренига:
384. Созревание бронхолегочной ткани заканчивается:
385. Решетчатая придаточная пазуха носа рентгенологически может быть обнаружена:
386. Анатомическими особенностями полости носа у детей раннего возраста являются:
1) недоразвитие полостей *
2) нежность слизистой оболочки *
3) плотность хрящей
4) узость носовых ходов *
5) несформированный нижний носовой ход *
387. Апноэ у новорожденных детей связано:
1) с недостатком сурфактанта
2) с незаконченной дифференцировкой дыхательного центра *
3) с гипоксией дыхательного центра
4) со слабостью сокращения диафрагмы
388. Особенностями гортани у детей раннего возраста являются:
1) хорошее развитие эластической ткани
2) податливость хрящей *
3) узость голосовой щели *
4) нежность слизистой оболочки *
389. Развитию обструкции бронхов при заболеваниях детей раннего возраста способствуют:
1) недоразвитие хрящевого каркаса и эластических волокон *
2) недостаточное кровоснабжение слизистых оболочек
3) узость просвета бронхов *
4) гиперсекреция слизи *
5) отсутствие коллатеральной вентиляции
390. Поверхностный характер дыхания (малый дыхательный объем) у детей раннего возраста обусловлен:
1) наклонным положением ребер
2) ограниченными экскурсиями грудной клетки *
3) слабостью дыхательной мускулатуры *
4) небольшой массой легких *
5) большей частотой дыхания
391. Неустойчивый ритм дыхания в первые месяцы жизни у здоровых детей проявляется:
1) неравномерностью пауз между вдохом и выдохом *
2) чередованием глубоких вдохов с поверхностными *
3) кратковременным апноэ во сне *
4) апноэ более 20 сек во сне
5) лабильностью ритма при нагрузке *
392. Показатели внешнего дыхания при дыхательной недостаточности II степени характеризуются следующим:
1) МОД увеличивается *
2) МОД снижается
3) ЖЕЛ снижена, более чем на 40% *
4) объем дыхания и резерв дыхания снижены до 50% и менее нормы *
5) дыхательный эквивалент повышен *
393. Показатели внешнего дыхания при дыхательной недостаточности I степени:
1) МОД не изменен
3) ЖЕЛ, резерв дыхания нормальный
4) объем дыхания несколько снижен *
5) дыхательный эквивалент повышен
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.027 с) .
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ШУМЫ (murmura respiratoria) — звуковые явления, возникающие в связи с актом дыхания и воспринимаемые при выслушивании грудной клетки. Впервые описаны Р. Лаэннеком (1819) одновременно с предложенной им аускультацией (см.).
Различают следующие Д. ш.: основные и дополнительные, или побочные. Основными являются везикулярное дыхание (см.) и бронхиальное дыхание (см.). К дополнительным Д. ш. относят хрипы (см.), крепитацию (см.) и шум трения плевры (см. Плеврит).
Везикулярное дыхание в норме выслушивается над всей поверхностью легких, но его слышимость на разных участках грудной клетки неодинакова. Яснее оно выслушивается в подключичных и подлопаточных областях, слабее в нижнебоковых участках и над верхушками легких, где слой легочной ткани меньше. При патол, состояниях везикулярное дыхание может быть ослабленным, усиленным, жестким или выслушиваться как саккадированное дыхание (см.).
Бронхиальное дыхание в норме выслушивается над гортанью, трахеей, крупными бронхами, а при патологии легких — над участками их уплотнения (за счет инфильтрации или компрессии), а также над полостями, содержащими воздух и сообщающимися с бронхами. При наличии особых условий резонанса (открытый пневмоторакс, уплотнение нижней доли левого легкого, при большом воздушном пузыре и напряжении стенок желудка и при некоторых других условиях) бронхиальное дыхание приобретает металлический тембр, отличающийся звенящим громким и высоким тоном.
Над крупными гладкостенными полостями в легких, содержащими воздух и небольшое количество жидкости, бронхиальное дыхание часто приобретает своеобразный музыкальный тембр и характеризуется как амфорическое дыхание (греч, amphora сосуд с узким горлом). Оно более тихое, несколько ниже по тону, чем типичное бронхиальное дыхание, и музыкальным тембром напоминает звук, который возникает, если дуть над узким горлом большой пустой бутылки.
Клинико-диагностическая характеристика Д. ш.— см. таблицу.
Дыхательные шумы у детей
Везикулярное дыхание у детей в возрасте от 1 года до 7 лет имеет особенности и обозначается как пуэрильное дыхание (лат. puer — ребенок). Его основная особенность заключается в усилении шума выдоха и отчетливом удлинении его слышимости, что обусловлено относительной узостью бронхов у детей и лучшей проводимостью звука тонкой и эластичной грудной стенкой. Не исключено, что особенности пуэрильного дыхания связаны также с частичным проведением на грудную клетку ларинготрахеального (бронхиального) дыхания из-за более короткого, чем у взрослых, расстояния между голосовой щелью и стенками грудной клетки.
В первый год жизни пуэрильный характер дыхания выявляется недостаточно отчетливо вследствие малой воздушности легких (недоразвитие альвеол), относительно большей массы межуточной ткани в них и слабого развития эластических и мышечных волокон. В этом возрасте дыхание имеет обычно характер ослабленного везикулярного.
Обилие соединительной ткани в легких, склонность к развитию отека в ней и относительная узость бронхов определяют более раннее появление жесткого дыхания при бронхитах и бронхопневмониях у детей, чем при тех же заболеваниях у взрослых.
Бронхиальное дыхание появляется при тех же патол, условиях, что и у взрослых. Амфорическое дыхание встречается редко, лишь у детей школьного возраста.
Основные причины и механизмы образования сухих и влажных хрипов у детей и взрослых одинаковы (см. Хрипы), но в происхождении хрипов у детей более значительна роль набухания слизистой оболочки бронхов, чему способствуют обильная васкуляризация органов дыхания и слабое развитие мышечного слоя в бронхах. Хорошая вибрация грудной стенки у детей позволяет иногда воспринимать хрипы пальпаторно при ощупывании грудной клетки ребенка.
Крепитация у детей, как и у взрослых, возникает при пневмонии, однако у детей раннего возраста из-за поверхностного и ослабленного дыхания она не всегда выслушивается; углубление дыхания ребенка при крике, перемене положения тела помогает ее выявлению.
При скоплении выпота в плевральной полости Д. ш. становятся ослабленными, но при этом у детей, в отличие от взрослых, они не исчезают полностью, что объясняется повышенной проводимостью звука у детей через тонкую грудную стенку и малым объемом грудной клетки.
Таблица. КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЫХАТЕЛЬНЫХ ШУМОВ
Физическая природа и морфологическая основа образования шумов